Готическая архитектура Германии

Готическая архитектура Германии

Готическая архитектура Германии — страсть и экспрессия

 Возникновение и становление германской готики происходило в достаточно сложные для страны времена. Священная Римская империя, ядром которой всегда была Германия, так и не объединив под своим патронатом всю христианскую Европу, рассыпалась на несколько самостоятельных княжеств. В первой половине XIII века обозначились предпосылки заката эпохи немецкого рыцарства, а затем и всей феодальной рыцарской культуры.

 Наряду с этим города Германии достигли пика своего развития лишь в XIV-XV вв., обнаруживая новые направления в формировании немецкой культуры. Французская манера готики утратила в Германии черты ликующего оптимизма, размеренности и упорядоченности. Немецкие зодчие первостепенно уловили и восприняли в готике дух мятежности и страсти. Пропуская через себя и свое творчество сложные процессы, происходящие в стране, они придали своим образам чрезвычайную экспрессию и одухотворенность, подчеркнули контрасты и особый драматизм. Поэтому и проявила готика в Германии несколько абстрактный, но наряду с этим более страстный и мистический характер.

Немцы свято верят в то, что сама сущность готики и ее подлинный стиль проявились исключительно в германском зодчестве. Ведь только здесь чувствуется по-настоящему неудержимый порыв страсти, только здесь вся исполинская масса здания всецело устремляется к небу, одновременно погружая человека в бездну непостижимого и необъятного смятения.

 Немецкие зодчие совершенно органично сменили французскую розу над главным входом на стрельчатое окно, внесли контрфорсы на боковые горизонтали. В Германии готический стиль заиграл новыми нюансами и оттенками страсти в противовес логике и размеренности готики французской. Хотя французы и гордятся стройностью и гармонией своих готических сооружений, все же присутствующая в них горизонтальность членений и некая размеренность, загоняют зрителя в рамки логики и разума, не давая погрузиться в подлинно готическую стихию.

Готическая архитектура Германии

Готическая архитектура Германии

Справедливости ради нужно отметить, что драматизм и экспрессия, которые отличают германскую готику, проистекают из романских традиций. Планы немецких соборов просты, практически везде в них отсутствуют венец капелл и обходной хор. Наружные формы чаще строги, избавлены от скульптурного или резного декора. Шпили наиболее распространенных однобашенных соборов просто вонзаются в небо – присущая готике устремленность вверх получает в них свое предельное выражение.

Нельзя не упомянуть и об особой кирпичной готике, характерной для северо-восточной Германии. В этих краях ощущался недостаток природного камня, пригодного для постройки храмов, поэтому специфика местного строительного материала не могла не отразиться на архитектурных особенностях сооружений. Хрупкость кирпича практически исключила его обработку в процессе строительства, тем самым упростив конечные архитектурные формы. Здесь готика более акцентирована на кубическую четкость объемов и гладкость поверхностей. Однако зодчим удалось извлечь особый художественный эффект из рисунков кладки, особой фактуры кирпича, его окраски, формовки профилей. Собор Мариенкирхе в Любеке является прекрасным образцом зрелой готики в кирпичной архитектуре.